Smart Engines 2021: Международная награда в ИТ-инновациях

11.02.2020 г.

Маски, коронавирус и технологии распознавания лиц

Владимир Арлазаров
Генеральный директор ООО «Смарт Энджинс Сервис» (Smart Engines), заведующий лабораторией ФИЦ «Информатика и управление» РАН

С начала века мы стали свидетелями как минимум трех эпидемий, которые носили трансграничный характер и в значительной степени повлияли на восприятие обществом болезней как таковых: «атипичная пневмония» (SARS), распространявшаяся по миру в 2002–2004 годах, вспышки «птичьего» и «свиного» гриппа в 2003–2015 годах и Ближневосточный респираторный синдром (MERS), проявившийся в 2012–2013 годах в Саудовской Аравии и перекинувшийся в 2015 году в Южную Корею.

Несколько особняком стоит вспышка эпидемии лихорадки Эбола в Африке, которую удалось локализовать в том числе из-за того, что вирус не передаётся воздушно-капельным путем.

Так или иначе, причиной глобального распространения инфекций становится технический прогресс: быстрое передвижение людей внутри страны на автомобилях, автобусах и поездах внутри страны, воздушное сообщение между государствами и континентами позволяют вирусам распространяться по всему миру с поражающей быстротой. И еще быстрее о существовании вируса становится известно благодаря развитию информационных технологии.

Сегодня мы становимся свидетелями четвёртой эпидемии, которая превосходит все предыдущие как по количеству заболевших, динамике развития, так и по уровню информационной поддержки. Посещаемость китайского сайта, на котором публикуется официальная информация о распространении коронавируса 2019-nCoV, — примерно 4 миллиона просмотров в час, а общее количество просмотров с начала отслеживания уже приближается к 2 миллиардам.

Что объединяет все эти эпидемии? Маски на лицах! Ношение медицинской маски, или даже респиратора, в условиях угрозы распространения вируса из экстраординарного явления превращается в обыденное. Вот так, например, проходили занятия в балетной школе в Гонконге в 2003 году:


Учащиеся балетной школы в Гонконге в 2003 году. Фотография: Associated Press

Заметим: ношение маски во время эпидемии респираторно-вирусной инфекции становится абсолютно нормальным явлением. Более того, в условиях, когда есть риск подхватить заразу везде — в общественном транспорте, в театре, в магазине или на званом вечере, — ношение маски переходит уже скорее в разряд моды и естественного поведения. Выйти в свет без маски в условиях эпидемии становится опасным, почти неприличным. Появляясь на людях в маске, мы подчеркиваем свою заботу о себе, ограждая себя от риска заразиться, и об окружающих, не давая (на всякий случай, а вдруг?) распространяться возможному вирусу от нас к окружающим. При этом мы не преследуем цель спрятать лицо: это происходит «как бы» само собой.

Но когда все в масках, как быть с алгоритмами распознавания лиц, которые становятся сегодня, в эпоху развития «интернета всего», если не базовым, то очень важным элементом общественной безопасности, адресного маркетинга и социального взаимодействия? Системы распознавания лиц внедряются на улицах городов, в аэропортах, гипермаркетах, отелях, на спортивных мероприятиях, в отелях и прочих местах, о которых мы и не подозреваем, работая не только на предотвращение правонарушений через отслеживание неблагонадежных элементов, но и содействуя более адресному воздействию рекламы и продажам через «узнавание» клиента.

Для большинства алгоритмов распознавания лиц очень важно иметь в кадре «чистое», неприкрытое лицо. (Эти алгоритмы оценивают лицо «в целом», речь не идет, например, о распознавании по радужной оболочке глаза как системе контроля доступа в здание). «Увидев» на лице медицинскую маску или респиратор, система распознавания, скорее всего, даст ответ — «лицо закрыто» и откажется от дальнейшего распознавания. Еще с большей вероятностью отказ от распознавания система даст и в случае обнаружения маски с каким-либо нейтральным или фактурным изображением: абстрактного узора, либо челюсти, либо забрала шлема Дарта Вейдера. Понятно, что при разработке и тестировании технологий распознавания лиц не закладывался сценарий, когда все на улице вдруг оказались в масках. А такой сценарий сейчас очень даже вероятен.

Совершенно очевидно, что когда все в масках — система распознавания лиц в том виде, в котором она существует сейчас, становится бесполезной и даже отчасти опасной, так как процент ложных срабатываний может резко возрасти, приводя к сбоям.

Безусловно, технологии распознавания будут дорабатываться, алгоритмы изменяться, и вполне можно допустить, что в скором времени мы получим приемлемое решение, которое позволит проводить распознавание по части лица, не закрытой маской, и будет давать результат, приемлемый для принятия решений.

Но пока получается, что информационный шлейф эпидемии вируса способен не только обвалить рынки трансграничной интернет-торговли, но и в значительной степени повлиять на сферы, которые уже начали «привыкать» к внедренным технологиям распознавания лиц, и на развитие самой технологии.

Источник: Инвест-Форсайт

Узнайте о программных продуктах Smart Engines и их применении
Smart ID Engine
Smart Code Engine
Smart Document Engine
Smart Tomo Engine

Скачайте мобильное демо приложение и попробуйте технологии распознавания Smart Engines в действии

    

Наши клиенты

Тинькофф Банк

Smart Engines поставляет мобильные и серверные решения по распознаванию документов Тинькофф Банку

Альфа-Банк

Альфа-Банк распознает документы клиентов в мобильном приложении с помощью Smart ID Engine

Банк «Открытие»

Банк «Открытие» увеличит продажи кредитных продуктов за счет внедрения технологии распознавания документов Smart Engines на сайте

Газпромбанк

Газпромбанк внедрил решение Smart Engines на основе искусственного интеллекта для распознавания QR-кодов

Получить консультацию

Задайте свой вопрос или уточните нужную информацию,
а мы вернемся к вам с ответом.